Администрация Муниципального образования
Кобринское сельское поселение
Гатчинского муниципального района Ленинградской области

Информация Гатчинской городской прокуратуры от 16 июня 2021 года (2)

Информация » Информация » Информация от Гатчинской городской прокуратуры

1. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: Федеральным законом от 05.04.2021 № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» уточнены права и обязанности полиции.

Так, в обязанности полиции входит предоставление по представлениям избирательных комиссий, комиссий референдума сведений в отношении лиц, выдвинутых кандидатами на выборах, об имевшихся или имеющихся у них судимостях (о фактах их осуждения) с указанием категории преступления, о дате снятия  или погашения  судимости, о привлечении их к административной  ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ, а в отношении лиц, назначенных членами избирательных комиссий, комиссий референдума, об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой или непогашенной судимости, о привлечении их к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

Указанные изменения вступили в силу 16.04.2021.

 

2. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: положения законодательства о сроке действия для иностранных граждан сертификата о владении русским языком и иное.

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации определено Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно статьи 15.1 данного закона иностранный гражданин в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из документов, в том числе сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

В настоящее время законодатель определяет, что срок действия сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента устанавливается Правительством Российской Федерации.

В развитие указанной нормы закона Правительством Российской Федерации 08.04.2021 издано соответствующее постановление, которое вступит в силу с 07.06.2021.

Данным постановлением установлены следующие сроки действия вышеуказанных сертификатов со дня их выдачи:

- на уровне, соответствующем цели получения разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», - 3 года;

- на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание, - 3 года;

- на уровне, соответствующем цели получения вида на жительство, - бессрочно.

Действие сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения вида на жительство, будет прекращаться в случае аннулирования вида на жительство по основаниям, установленным Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

 

3. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: предусмотрена дисциплинарная ответственность за нарушения учащимися требований внутренних документов образовательного учреждения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на учащихся возложена обязанность выполнять требования Уставов, Правил внутреннего распорядка и иных внутренних документов, определяющих отношения между учеником и школой, за нарушение которых может наступить дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора или отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Порядок применения и снятия мер дисциплинарного взыскания с учащихся определен приказом Минобрнауки от 15.03.2013 № 185 (далее по тексту - Приказ). В соответствии с п. 2 Приказа, меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся: по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, а также к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

До привлечения к ответственности учащийся должен дать письменное объяснение. Отказ или уклонение от дачи объяснений не является препятствием для применения мер воздействия.

При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Необходимо отметить, что мера дисциплинарного взыскания может быть применена не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия, обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

4. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: трудовым законодательством определены сроки для подачи работником иска о возмещении морального вреда.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2020 № 35-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.М. Четыза» ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей ч. 1 ст. 19 и ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой она не содержит указания на сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причинённого нарушением трудовых (служебных) прав в тех случаях, когда требование о компенсации морального вреда заявлено в суд после вступления в законную силу решения суда, которым нарушенные трудовые (служебные) права восстановлены полностью или частично.

Федеральному законодателю надлежало внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения.

Федеральным законом от 05.04.2021 № 74-ФЗ внесены изменения в статьи 391 и 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Установлено, что споры о компенсации морального вреда рассматриваются только судами, а также предусмотрены два варианта, когда сотрудник может заявить о возмещении морального вреда: одновременно с требованием о восстановлении прав либо в течение трёх месяцев после вступления в силу решения суда, которым полностью или частично восстановлены права.

Изменения вступили в силу 16 апреля 2021 года.

 

5. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: положения законодательства о безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В целях упорядочения и обеспечения безопасного движения транспортных средств постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2441 внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации.

Так, приложение № 1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения Российской Федерации дополнено новым знаком «6.22 «Фотовидеофиксация», который обозначает места возможного применения работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.

Знак «Фотовидеофиксация» устанавливается вне населенного пункта на расстоянии 150-300 метров до зоны контроля работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, в населенном пункте - со знаком «Начало населенного пункта». При необходимости знак «Фотовидеофиксация» применяется с табличками «Расстояние до объекта».

Приведенное выше изменение вступило в силу с 01.03.2021.

 

6. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: нововведения в законодательство о некоммерческих организациях.

Федеральным законом от 05.04.2021 № 75-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», которые вступят в силу с 03.10.2021.

Указанными изменениями вводится ограничение относительно адреса (места нахождения) филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной   организации, создаваемой на территории Российской Федерации.

Так, адресом (местом нахождения) структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, созданного или создаваемого на территории Российской Федерации, не может быть жилое помещение.

Кроме того, на некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, возлагается обязанность по ежегодному предоставлению в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, и отчетов об их исполнении.

 

7. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: правовые последствия за управление транспортным средством в нетрезвом виде.

Статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ) или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ) либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ или ст. 264.1 УК РФ.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В случае, когда лицо, будучи подвергнутым наказанию за административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.8 или 12.26 КоАП РФ или имеет судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ или ст. 264.1 УК РФ вновь управляет транспортным средством в состоянии опьянения или не выполняет законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения,   наступает уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ.

Данной статьей предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кроме того, уголовная ответственность наступает за нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

За указанное деяние предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 2 ст. 264 УК РФ), в случае смерти  человека, то за указанное деяние предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 4 ст. 264 УК РФ).

При причинении водителем в нетрезвом состоянии смерти двум или более лицам предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 6 ст. 264 УК РФ).

 

8. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: нововведения в законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.02.2021 № 22-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства, которые вступают в силу 24.08.2021.

Законом вводится понятие временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации и дается его определение.

Так, временным удостоверением личности лица без гражданства в Российской Федерации признается документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. При этом закрепляется положение о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации (далее – временное удостоверение личности) не может быть выдано в форме электронного документа.

Кроме того, расширяется понятие временно прибывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, к данным лицам законодательством отнесено лицо, получившее временное удостоверение личности, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Вводимыми изменениями предусматривается срок временного пребывания в Российской Федерации отдельных категорий лиц:

- лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности, определяется сроком действия временного удостоверения личности данного лица;

- лица, ходатайствующего о признании беженцем, определяется сроком действия свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;

- беженца определяется сроком действия удостоверения беженца;

- лица, получившего временное убежище, определяется сроком действия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Законодателем вводится статья 5.2, регламентирующая порядок и сроки действия, выдачи и замены временного удостоверение личности.

Так, временное удостоверение личности выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии (далее - государство, готовое принять лицо без гражданства).

Заявление о выдаче такого временного удостоверения личности будет подаваться соискателем в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ (полицию) после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии законодательством.

Временное удостоверение личности лица будет выдаваться лицу без гражданства на десять лет.

В случае истечения срока действия временного удостоверения личности, изменения лицом без гражданства фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения либо непригодности временного удостоверения личности для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, обнаружения неточности либо ошибки в произведенных во временном удостоверении личности записях ранее выданное временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации подлежит замене.

Лицо без гражданства не позднее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия, имеющегося у него временного удостоверения личности обязано обратиться в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ с заявлением о его замене, а при наличии иных условий - в течение тридцати дней со дня их наступления.

Предусматриваются основания для отказа в выдаче временного удостоверения личности или аннулирования ранее выданного временного удостоверения. А именно, при установлении факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления о выдаче временного удостоверения личности, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, либо в случае, если указанное лицо без гражданства имеет либо получило разрешение на временное проживание или вид на жительство.

 

9. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: закон, направленный на охрану здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции.

Федеральным законом от 31.07.2020 №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» ужесточены правила продажи, рекламы и контроля над курением никотинсодержащей продукции.

С 28.01.2021 вступили в законную силу изменения в ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах», предусматривающую теперь административную ответственность не только за потребление табака, но и за потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. К таким объектам относятся, в том числе, помещения, предназначенные для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещения рынков, лифтов и помещениях общего пользования многоквартирных домов, остановках, пассажирских платформах и др.

Нарушение соответствующих требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Вступившие в законную силу изменения также коснулись ст.6.25 Кодекса Российской Федерации об административные правонарушения «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Теперь субъекту предпринимательской деятельности грозит наказание, если он не проконтролирует, соблюдают ли, например, работники или клиенты запрет потреблять никотинсодержащую продукцию вне разрешенных мест. Размер штрафа для индивидуального предпринимателя составляет от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а для юридических лиц - от 60 тыс. до 90 тыс. руб. Эти требования касаются, в том числе, и заведений общественного питания.

Согласно изменениям в ст. 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административные правонарушения «Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», такую продукцию и устройства для ее потребления (например, электронные сигареты и вейпы) нельзя рекламировать, распространять среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков, продавать в розницу на расстоянии менее чем 100 м от территории образовательной организации.

Кроме того, установлен запрет на дистанционную розничную торговлю никотинсодержащей продукцией и кальянами.

Федеральный закон устанавливает, в том числе, требования к составу никотинсодержащей продукции и необходимость раскрытия ее состава. Так, концентрация никотина в жидкости или растворе никотина не должна превышать 20мг/мл.

 

10. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: правила приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты регулируют правоотношения в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2021 № 545 «О порядке приобретения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей» определены правила приобретения лекарств и медицинских изделий для детей со сложными и редкими заболеваниями.

Потребность в препаратах будет определять экспертный совет Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра». Закупать препараты будет Минздрав России или подведомственные ему учреждения, а также сам Фонд. Предусматривается, что финансовое обеспечение осуществляемых Фондом закупок, ввоза и доставки лекарственных препаратов и медицинских изделий будет осуществляться за счет грантов в форме субсидий, предоставляемых Фонду из федерального бюджета, а также добровольных имущественных взносов и пожертвований физических и юридических лиц и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поставщики лекарственных препаратов, медицинских изделий представляют в Фонд в порядке, установленном договором поставки, документы, подтверждающие факт получения организациями-получателями лекарственных препаратов, медицинских изделий с указанием номенклатуры, количества и стоимости лекарственных препаратов, медицинских изделий, в том числе накладные и акты приема-передачи.

Также Фонд будет контролировать движение и учет лекарственных препаратов, медицинских изделий и при необходимости осуществлять их перераспределение между организациями-получателями.

 

11. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: ответственность за несоблюдение ограничений на разведение костров.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены запреты и ограничения на разведение костров в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова.

Костер в лесу допускается разводить на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После разведения необходимо засыпать землей или залить водой до полного прекращения тления.

В любом случае запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок, не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. (пп. "а" п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614)

На землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест (п.66 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479).

Нарушение правил и требований пожарной безопасности (в т.ч. за разведение костров) может повлечь дисциплинарную ответственность (например, за разведение костра на территории предприятий и организаций), а также административную или даже уголовную ответственность.

Так, независимо от наличия особого противопожарного режима разведение костра в лесу после схода снежного покрова образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

Разведение костра на особо охраняемой природной территории квалифицируется по ст. 8.39 КоАП РФ.

В случае нарушения противопожарных правил, выразившегося в разведении костра в период действующего ограничения, установленного региональными или местными органами власти, возможно привлечение виновного лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом не имеет значения, где был разведен костер, будь то придомовая территория или дачный участок.

Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных вне лесопарковых зеленых поясов, не повлекло возникновения лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также не было совершено в условиях особого противопожарного режима, такое действие (бездействие) образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на расположенных вне лесопарковых зеленых поясов земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ.

Действия (бездействие), указанные в абз. 2 и 3 указанного пункта, в случае их совершения в лесопарковых зеленых поясах подлежат квалификации по ч. 2.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара и последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, содеянное образует состав преступления, предусмотренного ст. 261 УК РФ, максимальное наказание за которое предусмотрено до 10 лет лишения свободы.

 

12. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: законодательство по актуальному вопросу правоприменительной практики.

В соответствии со ст. 393 Трудового Кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Исходя из приведенных нормативных положений законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, учел не только материальную, но и организационную его зависимость от работодателя, в распоряжении которого имеется основной массив доказательств по делу.

В связи с вышеизложенным, законом предоставлены дополнительные гарантии гражданам при обращении в суд с иском о защите нарушенных или оспариваемых прав, в том числе, их освобождение от уплаты судебных расходов.

Таким образом, не подлежат взысканию судебные расходы работодателя, в пользу которого состоялось решение суда, с истца, обратившегося в суд с иском о защите трудовых прав, включая расходы на проведение экспертизы.

Данная правовая позиция содержится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2018 года № 3-КГ18-15.

 

13. Гатчинская городская прокуратура разъясняет: законодательство о воинской обязанности и военной службе и ответственность за его нарушение.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - закон о воинской обязанности и военной службе), другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, прохождение которой гражданами осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. В частности, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Статьей 1 закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Статьей 7 закона о воинской обязанности и военной службе регламентировано, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету статьей 21.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Санкцией статьи за указанное правонарушение предусматривается административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере до 500 рублей.

При этом неисполнение обязанностей по воинскому учету может выражаться в следующем:

- неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;

- неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, в установленный двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

- несообщении в течение двухнедельного срока в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата предусмотрены ч. 2 ст. 7 указанного закона. При этом отдельно предусмотрено, что все перечисленные случаи для признания причины неявки уважительной должны быть подтверждены документально.

Частью 2 стать 28 закона о воинской обязанности и военной службе предусмотрено, что в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы), предусматривающей за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Частью второй ст. 328 УК РФ за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Следует также отметить, что в соответствии со ст. 57.7 закона о воинской обязанности и военной службе, пребывающее в резерве лицо (резервист), обязано явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности, исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 


↑ Наверх