Информация » Информация » Информация от Гатчинской городской прокуратуры |
В силу требований федерального законодательства субъект Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность по вопросам, не урегулированным федеральным законом (подпункт 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)). Основу для такого вывода дает и правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой применению подлежат только законы субъектов Российской Федерации, принятые с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также положений статьи 1.3.1 КоАП РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Согласно ст.ст. 14, 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории относится к вопросам местного значения и представляет из себя комплекс предусмотренных правилами благоустройства соответствующего муниципального образования мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории Таким образом, административная ответственность за нарушения правил благоустройства населенных пунктов находится вне предметов ведения Российской Федерации, следовательно, таковая может быть установлена законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, сфера благоустройства является неопределенной по своему содержанию и границам вследствие того, что она сопряжена со сферами градостроительства, архитектуры, природопользования, экологии, санитарно-эпидемиологического благополучия, дорожной деятельности, дорожного движения, размещения рекламных конструкций, транспортного обслуживания и т.д. Сложность установления ответственности правонарушителя заключается в том, что деяние не должно охватываться положениями многочисленных норм и правил, принятых на федеральном уровне в указанных выше сферах. Большая часть складывающихся отношений урегулирована федеральными законами от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 29.09.2003 № 170, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», СаНПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, СПиПШ-10-75 «Благоустройство территорий» и их соблюдение обеспечивается административной ответственностью, предусмотренной КоАП РФ (статьи 6.3, 6.4, 7.17, 8.1, 8.2, 7.22 и др.). В силу изменений, которые претерпел Областной закон от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях» (далее – Областной закон № 47-оз), с 29.12.2015 в Ленинградской области отменена норма, предусматривающая ответственность за правонарушения в сфере благоустройства в целом. Между тем, анализ федерального законодательства, законодательной практики иных субъектов Российской Федерации и практики Верховного суда Российской Федерации показал, что резерв для установления органами местного самоуправления общеобязательных требований, норм и правил в сфере благоустройства имелся. Принимая во внимание вышеизложенное, состояние законности в поселениях по рассматриваемым вопросам в настоящее время на территории Ленинградской области Областным законом от 11.04.2016 № 19-оз установлена административная ответственность за: - ненадлежащее содержание фасадов нежилых зданий и сооружений, произведений монументально-декоративного искусства (ст. 4.3); - создание помех для вывоза мусора и уборки территории (ст. 4.4.); - нарушение требований по поддержанию эстетического состояния территорий поселений, городского округа (ст. 4.5.); - размещение объявлений, иных информационных материалов вне установленных мест (ст. 4.6.); - нанесение надписей и графических изображений вне отведенных для этих целей мест (ст. 4.7.); - сидение на спинках скамеек в зонах рекреационного назначения (ст. 4.8.) |