Администрация Муниципального образования
Кобринское сельское поселение
Гатчинского муниципального района Ленинградской области

Вопросы оплаты коммунальных услуг

Информация » Документы » 6. Информация в области жилищно-коммунального хозяйства

За общедомовые нужды разрешили платить по счетчикам

Жильцы многоквартирных домов получили возможность снизить расходы на свет, тепло и воду, которые идут на общедомовые нужды - например, освещение и мытье полов в подъездах. Теперь можно перейти на расчет платежей не по нормативу, а по фактическому потреблению, если есть общедомовые счетчики.

Установленные в регионах нормативы не запрещают собственникам платить за общедомовые нужды по приборам учета. Такое разъяснение подготовили в минстрое.

Недопонимания возникли после того, как с 1 января платежи за общедомовые нужды "переехали" из коммунальных услуг в разряд жилищных. Если раньше жильцы платили по счетчику, то теперь для расчета управляющие компании (УК) должны использовать норматив потребления услуг на общедомовые нужды. Завышать платеж в квитанциях они не имели права.

Расходы сверх норматива вместо жильцов оплатят управляющие компании

Плата за содержание общего имущества не может превышать размер норматива, говорится в материалах минстроя. Все расходы сверх этого должна взять на себя УК и не перекладывать их на жильцов. Казалось, это правило должно было гарантировать сохранение расходов россиян на прежнем уровне. Но по факту цифры в платежках выросли в ряде регионов в 4-5 раз.

Проблемы возникли и у тех УК, которые до 1 января делали расчеты затрат по счетчикам. Выяснилось, что с начала года "вне закона" оказались не только платежи выше норматива, но и ниже него. Это стало результатом законодательной коллизии, считает Игорь Кокин, эксперт из РАНХиГС. В Жилищном кодексе РФ говорится, что плата должна устанавливаться "исходя из норматива, что не позволило взять за основу показания счетчика, которые зачастую ниже норматива.

            Разъяснения минстроя должны устранить это недоразумение. Если фактический размер расходов на общедомовые нужды меньше норматива и их расчет делается на основе показаний общедомовых приборов учета, то возможно начисление по фактическому объему потребления, поясняют в минстрое. Таким образом к завышению платежей возврат к счетчикам привести не может. Верхняя планка расходов на общедомовые нужды будет, как и сейчас, ограничена. При расчете по счетчикам полученный фактический объем потребления будет распределяться между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле.

В середине февраля во многих регионах были проведены встречи с жителями. Были приняты решения о пересчете платежей, которые указаны в январских квитанциях. Эксперты считают, что с выпуском разъяснений минстроя считать расходы по нормативам будут только там, где счетчиков нет. 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

ПО ВОПРОСАМ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ

 

          Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции по вопросу оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды сообщает следующее.

         В соответствии со статьями 30, 39, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

         Доля таких расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (далее - МКД), в котором проживает собственник.

         Расход электроэнергии в местах общего пользования МКД включает в себя не только освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети (хоккейные площадки, гаражи, сараи, если они относится к общему имуществу), но и технологические потери во внутридомовых электрических сетях.

         Таким образом, возникает необходимость оплачивать электроэнергию, потраченную на освещение мест общего пользования и работу оборудования для жизнеобеспечения систем МКД.

         С 1 сентября 2012 года в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), жильцы МКД оплачивают коммунальные услуги в соответствии с фактическим потреблением. При этом плата начисляется отдельно - за потребление внутри своего жилого помещения (квартиры) и за расходы на общедомовые нужды. Это позволяет понять, сколько Вы реально платите за потребление коммунальных услуг внутри квартиры, а сколько на содержание общего имущества. А также определить, насколько эффективно используются коммунальные ресурсы, и спланировать меры по их экономии.

         Размер платы за коммунальную услугу в МКД, представленный на общедомовые нужды, определяется в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, если прибор учета отсутствует, то по нормативу потребления. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

         Если, проверив расчет в квитанции, Вы не нашли ошибки, но полагаете, что расход электроэнергии на общедомовые нужды неадекватно высокий, то необходимо реализовать свои полномочия (права и обязанности) собственника.

          Так, в соответствии с разделом IV Правил № 354 исполнитель (которым, как правило, является управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный потребительский кооператив) обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, исполнитель обязан предоставить потребителю указанный журнал. Таким образом, Вы сможете проверить правильность приведенных в квитанции данных расхода электроэнергии по общедомовому прибору учета.

         Кроме того, исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов, в том числе о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (пп. "р" пункт 31 Правил № 354).

         Для более подробного разъяснения уплачиваемых Вами расходов на общедомовые нужны Вам необходимо обратиться к исполнителю, который осуществляет предоставление коммунальных услуг по Вашему МКД, в том числе для выяснения правильности определения показаний общедомового прибора учета коммунального ресурса.

         В случае, если, на Ваш взгляд, исполнитель нарушает Ваши права и обязанности, Вы в соответствии со ст. 20 ЖК РФ вправе обратиться в орган государственного жилищного надзора Вашего региона (государственная жилищная инспекция) с требованием о проведении проверки в отношении исполнителя на предмет соблюдения им действующего законодательства.

         Дополнительно сообщаем, что если Ваши расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают максимально допустимую норму расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, Вы имеете право на получение субсидии на оплату ЖКУ от государства.

         Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (жилищная субсидия) - это компенсация, которая предоставляется гражданам в качестве помощи для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставление субсидии осуществляется по месту постоянного проживания.

         Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставлений субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря2005 г. № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Правила).

         Но хотелось бы отметить, что согласно пункту 5 Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

         Для получения дополнительных разъяснений и порядке предоставления субсидии именно в Вашем регионе, рекомендуется обратиться в орган социальной защиты по месту жительства.

         В случае, если Вы считаете, что Ваши права и законные интересы нарушены принятыми актами или решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностными лицами, Вы в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" праве обратиться в органы прокуратуры по месту жительства с заявлением, жалобой и иным обращением, содержащим сведения о нарушении законов, либо обратиться в суд с жалобой на действия, решения органов власти или должностных лиц, которые, на Ваш взгляд, нарушили Ваши права и свободы на основании Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", а также главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 


↑ Наверх